Что необходимо знать о судебном процессе в городском суде

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что необходимо знать о судебном процессе в городском суде». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Стоит отметить, что секретарь — не просто «обслуживающий» персонал, это госслужащий, на котором лежит большая ответственность. Сотрудники на эту должность набираются по конкурсу, а окончательное утверждение соискателя и его назначение проводит председатель суда.

Роль секретаря заседания в судебной системе

Чтобы получить право занимать эту должность, кандидат обязан иметь диплом о высшем юридическом образовании и стаж государственной службы не менее трех лет. После вступления в должность секретарь получает первую категорию автоматически. Список его обязанностей входит в должностные регламенты государственных гражданских служащих (2017 год был отмечен расширением перечня документов).

При достаточном понимании принципов судебного документооборота, исполнительности и ответственности, секретарь вполне может стать помощником судьи всего через несколько лет, а после — судьей. Кстати, должностной регламент помощника судьи районного суда немногим отличается от регламента секретаря.

Кого берут в секретари?

Для начала нужно отметить, что люди, занимающие эту должность, относятся к государственным служащим. Но не каждый может на нее претендовать. Для выбора кандидата есть определенные утвержденные нормы и требования. Во-первых, секретарь судебного заседания должен быть специалистом с высшим образованием в данной области, так как при вступлении в должность он получает чин юриста 1 класса. Во-вторых, до принятия на работу он обязан как минимум три года отработать на госслужбе. Понятно, что вчерашний школьник (даже с золотой медалью) не может на это рассчитывать. Окончательное решение по трудоустройству такого сотрудника принимает только председатель конкретного суда (района, округа и других). Ошибается тот, кто думает, что секретарь просто воспроизводит на бумаге все, что озвучивается в зале суда. Нет, это лишь часть его работы. Чтобы ее выполнить, он обязан знать очень многое:

  • правила составления всех документов судопроизводства,
  • правила поведения членов суда,
  • правила использования различного рода информации,
  • владеть определенными профессиональными навыками,
  • владеть основными локальными актами конкретного судебного органа,
  • знать правила поведения федеральных госслужащих.

Кроме этого, секретарь должен четко понимать суть всех разделов своей инструкции (регламента) и соблюдать все правила внутреннего трудового распорядка.

Кто может стать секретарем в суде

Секретарь является государственным служащим. К претенденту на должность выставляются серьезные требования. Это не простой секретарь из офиса. Соискатели данной вакансии проходят строгий отбор. Согласно внутреннему должностному регламенту, секретарь судебного заседания избирается на конкурсной основе. Назначение секретаря суда проводит председатель суда.

Гражданин вправе стать секретарем, если ему исполнилось 18 лет. Он обязан представить диплом о высшем юридическом образовании. Кандидат на должность секретаря находится в более выгодном положении, если он имеет стаж работы государственным служащим минимум 3 года. Избранный на должность специалист автоматически становится юристом первой категории.

Человек, который участвует в конкурсном отборе, должен обладать определенными профессиональными качествами, которые позволят ему качественно выполнять свою работу. Среди наиболее важных знаний претендента на место секретаря суда называют следующие:

  • четкое понимание принципов ведения оборота документации в области судопроизводства;
  • знание и готовность соблюдать регламент судебного органа;
  • признание и соблюдение этики поведения в сфере судопроизводства;
  • знание этикета госслужащих;
  • абсолютное понимание и свободное владение навыками работы секретаря суда.

Несмотря на невысокую зарплату, должность секретаря привлекательна для многих специалистов — эта позиция очень перспективна, поскольку секретарь судебного заседания впоследствии имеет возможность претендовать на вакансию помощника судьи. Через несколько лет он может стать судьей.

Кроме возможности повышения профессиональной квалификации человек, занявший вакансию секретаря в судебной инстанции, постоянно развивает свои теоретические и практические навыки в области юриспруденции. Прямой доступ к рассмотрению дел различной сложности становится преимуществом для специалиста.

Что представляет собой эта профессия

Секретарь судебного заседания — государственный служащий. Обязанности секретарей заседаний обширны. Этот служащий должен быть закреплен за одним судьей, документально обеспечивать его деятельность, организовывать судопроизводства и участвовать на слушаниях.

Эта должность встречается при военном, гражданском, уголовном и других судах. Ответственность, возлагаемая на секретарей судебных заседаний, достаточно высока. Он готовит документацию для заседаний и составляет протоколы слушаний.

Весь спектр прав и обязанностей внесен в должностной регламент секретаря судебного заседания. Он содержит:

  • общую информацию о должности;
  • перечень норм законодательства, на которые ссылается секретарь во время своей работы;
  • перечень требований относительно квалификации и стажа работы;
  • список должностных обязанностей;
  • перечень обязанностей и прав секретарей заседания;
  • вопросы, при решении которых специалист имеет относительную свободу действий;
  • список показателей результативности работы.

Согласно правилам регламента эта позиция входит в старшую группу и имеет категорию «специалист». Секретарь назначается зачастую по прошествии соответствующего конкурса. Назначение производится председателем судебной инстанции. Специалисты, получившие вакансию, напрямую подчиняются председательствующим в суде. Секретарь находится также в подчинении у заместителя председателя, судей, начальников отдела. Согласно распределению обязанностей лица, занимающие должности секретарей судебных заседаний, замещают друг друга.

Регламент обязывает секретаря вести профессиональную деятельность соответственно с нормативными документами государства и регионов РФ, а именно:

  • Конституцией Российской Федерации;
  • должностным регламентом;
  • нормативно-правовыми актами;
  • Федеральными законами касательно госслужбы;
  • различными постановлениями;
  • кодексом этики госслужащих суда.

На основе этого документа прописана должностная инструкция секретаря.

Про суды, подсудимых и адвокатов

Как выглядит судебное заседание?

Судебное заседание всегда проходит по-разному для непосвящённого человека. Уже через неделю работы они практически перестают отличаться.

Виды судебных заседаний

Их можно поделить на несколько типов. Первый — когда заседание откладывается. Например, не явился потерпевший, а уведомление о проведении заседания без него не пришло. Это самый хороший вариант судебного заседания.

Второй тип — будничное заседание, когда зачитываются документы. «Государственный обвинитель предъявляет обвинение», «Изучаются письменные доказательства» и прочие одинаковые фразы. Всё проходит обыденно, даже скучно, работать просто.

Но самые сложные заседания связаны с допросами. Допрос одного человека длится в среднем час.

Если человек был свидетелем уголовного преступления, то обычно допрос длится намного больше часа. Если свидетелей несколько, то заседание становится очень длинным.

Суд проходит в спокойной обстановке?

На заседании есть установленный порядок, все его придерживаются. На моей практике не было ситуации, когда кто-то начинал кричать или перебивать других людей. Всё проходит строго. Участники процесса понимают, что эмоции могут лишь усугубить ситуацию. За нарушение порядка есть штрафы, также судья может удалить участника заседания за неподобающее поведение.

Про рутину, сложности и перспективы

Зачем идти на эту работу?

Работа судебного секретаря подходит выпускникам юридического факультета без опыта. Вряд ли можно найти более удачное место для получения трудового стажа и реального опыта, который поможет при последующем трудоустройстве.

Вторая причина, по которой стоит идти секретарём — желание стать судьёй. Постепенно сдаёшь квалификационные экзамены, продвигаешься по службе, получаешь опыт.

Нравится ли тебе твоя работа?

Тяжело сказать, нравится мне работа или нет. За минимальные усилия получаешь настоящий профессиональный опыт, это мне нравится. При этом работа отнимает много энергии и времени. Хотя иногда работы совсем нет и я некоторое время ничего не делаю.

Больше всего раздражает то, что я не могу планировать время самостоятельно. Я бы намного меньше уставал при нормальном распорядке дня.

Сложно ли работать в суде?

Эта работа сложна для тех, кто хочет работать 8 часов в день и не больше. Здесь так не получится. Для высокой эффективности нужно выстраивать рабочий график, а секретарь этим не занимается, от него ничего не зависит. По этой причине иногда становишься заложником ситуации и вынужден оставаться на работе допоздна или приходить пораньше. Отсутствие работы днём может привести к необходимости работы вечером.

Основные должностные единицы районного суда представлены председателем суда, его заместителем или заместителями и судьями. Очевидно, что конечная структура районного суда будет зависеть от численности работников.

Пример 1

Предположим, что количество работников районного суда составляет 15-25 единиц. Тогда структура суда будет выглядеть следующим образом:

  • председатель суда;
  • помощник председателя суда;
  • заместитель председателя суда (если количество судей больше 7);
  • судьи;
  • помощники судей.
Читайте также:  Как оплачивается и оформляется декретный отпуск

Такой районный суд будет представлен следующими отделами:

  • общий (вопросы по кадрам, делопроизводство, материально-техническое обеспечение);
  • обеспечения судопроизводства.

Помимо указанного свою деятельность осуществляет администратор суда, не включаемый в штат, находящийся в подчинении у председателя суда и исполняющий его указания.

Аппарат районного суда

Определение 4

Под аппаратом районного суда понимают структуру в составе районного суда, деятельность сотрудников которой направлена на организационное обеспечение деятельности судей.

Руководство аппаратом районного суда осуществляет его председатель. Выделяют две группы работников аппарата районного суда (Закон о судах общей юрисдикции, ст.38, ч.6 и 8):

  • Федеральные государственные гражданские служащие. Представителям этой группы работников, как государственным служащим, присваиваются классные чины и иные специальные звания. К ним причисляют:
    • начальников отделов и их заместителей,
    • помощников председателя, его заместителя (заместителей) и судей;
    • консультанта;
    • специалистов (главный, старший (I, II категории), специалист I категории);
    • секретарей суда и судебных заседаний.
  • Сотрудники, которые замещают должности, не относящиеся к категории федеральной государственной гражданской службы. Сюда относятся:
    • технический персонал по обслуживанию зданий суда;
    • персонал по охране;
    • персонал транспортного хозяйства;
    • курьеры;
    • прочие сотрудники, принимаемые согласно трудовому договору в районный суд.

Помимо непосредственного руководства аппаратом председатель районного суда также определяет структуру, численность сотрудников и штатное расписание аппарата подведомственного районного суда. При этом данные организационные моменты должны быть согласованы с Судебным департаментом, и численность сотрудников аппарата не может превышать заложенных в федеральный бюджет плановых показателей.

Последние новости о повышении зарплаты аппарату суда в 2021 году

Ольга, да какой там идеальной, хоть бы средне работали, о большем уж и не просят. Судебная система в сегодняшнем ее виде это печаль великая, причем на всех уровнях, начиная с ВС РФ, который под козырек берёт указания администрации ВВП, хотя должен быть независимой ветвью власти, заканчивая работой на местах. Редкий юрист выскажется об авторитете судебной власти, его просто нет.

Судебная реформа привела к тому, что судебный процесс стал профессиональным. Теперь для того, чтоб стать его участником, обязательно необходим диплом о высшем юробразовании или подтверждённая юридическая ученая степень. Все это привело к тому, что многие представители судебной системы просто не смогли попасть на заседания.

Работники суда на протяжении долгих лет ждут своего законного повышения зарплат, но так как и остальные бюджетники, попадают под действие кризиса и других форс-мажорных ситуаций. Новая судебная реформа началась на территории Российской Федерации во время третьего срока правления нынешнего президента. На текущий момент она уже завершена, то есть можно говорить о результатах. Запущены новые суды, проведена реформа процессуального законодательства, изменён рабочий состав.

Председатель Совета судей РФ Виктор Момотов рассказывает – в некоторых судах страны текучесть аппаратных кадров составляет 100% в год. То есть, за 12 месяцев состав аппарата в таких судах полностью меняется.

Повышение зарплаты аппарату суда в 2021 году

На сегодняшний день последняя индексация зарплат сотрудников судебного аппарата была произведена в октябре текущего года. Отметим, что тогда жалование и работников, и судей повысилось на 4,3%. Данная цифра — уровень инфляции в России за 2021 год.

До принятия иных поправок в существующие законы, индексация зарплаты будет сохраняться на прежнем уровне. Таким образом, заработная плата работников судебного аппарата в 2021 году будет увеличена на процент инфляции за 2021 год. Аналитики дают прогноз, что данная цифра составит 3,8%. Чиновники заявляют, что в ближайшие годы более существенного повышения ожидать не стоит.

Несмотря на вышеперечисленные проблемы, судебные инстанции не испытывают трудностей с наполнением данных учреждений кадрами. В РФ достаточно юридических вузов, которые предоставляют работу своим выпускникам, не успевшим найти себе занятие по специальности.

Ко всему прочему есть и те, кто работает не только за зарплату, но и «за идею». Такие сотрудники выстраивают четкую вертикаль своей карьеры и идут с самого низа, желая в будущем занять заветную должность судьи. Именно поэтому их не смущает низкая заработная плата, так как они думают, что это временно.

Однако есть и другая категория работников судебного аппарата – это те, кто хотел взлететь по карьерной лестнице, но у него не получилось и он попросту «втянулся» в бюрократическую систему.

Они понимают, что судьей уже не стать, а искать более доходное место работы значит начинать свой путь с самого начала.

Такие сотрудники смиряются с своим положением и не пытаются изменить сложившуюся ситуацию.

Эти данные позволяют предположить, какие огромные суммы можно сэкономить в масштабе страны. Поэтому точного решения на счет индексации в этом году еще не принято. Однако в 2021 уже ожидается повышение окладов всем госслужащим, в том числе и работникам аппарата суда на 4%, а в 2021 годах ожидается повышение зарплаты госслужащих за счет материального стимулирования.

Большая текучка в аппаратах судов, особенно в городах. зарплата чуть выше МРОТ, просто унизительная зарплата.

Доходы госслужащих в судах можно считать и не подымались уже 10 лет, а мизерные подачки от государства в виде 0,2%, 2 или 3 раза за 10 лет, это незначительно. Госслужащим не индексируют зарплату как бюджетникам.

Несколько лет выдают стимулирование, но на фоне дохода за год в 300, максимум 400 тысяч рублей это очень мало.

Из-за того, что от объективного вынесения судебных приговоров зависит существование правового государства и выполнение принимаемых законодательных актов в уголовном, гражданском и арбитражном праве, Правительством в 2012 г. была принята специальная федеральная программа по повышению заработной платы судейского аппарата.

: Как получить проценты по ипотеке в налоговой

По имеющейся в открытом доступе информации работники судов получили лишь первую часть денег в размере примерно 8-10 окладов.

Не зря несколько лет назад в Интернете появился клич «Аппараты судов, объединяйтесь»: материальное стимулирование должно стать реальным стимулом привлечения в эту сферу деятельности высококвалифицированных кадров, и это в интересах всех граждан нашей страны. Понятно, что индексация зарплаты на 4 % ситуацию с оплатой судейских сотрудников не изменит.

Новая судебная реформа началась на территории Российской Федерации во время третьего срока правления нынешнего президента. На текущий момент она уже завершена, то есть можно говорить о результатах. Запущены новые суды, проведена реформа процессуального законодательства, изменён рабочий состав.

Основной целью изменений должно было стать создание новой судебной системы, которая будет отвечать всем запросам современного гражданского общества. В первую очередь необходимо было создать высокий уровень правовой защищенности для населения России, и данный момент нельзя критиковать, потому что законодательство изменилась и практика показывает, что россияне стали более защищены в правовом плане.

Изменения законодательства не проходят бесследно, поэтому в полную силу суды начнут работать уже в 2021-м году. И здесь нужно сказать, что новые судебные инстанции имеют кардинально обновлённый рабочий состав, кстати говоря, именно на этом фоне и обсуждается вопрос по поводу того, что будет с зарплатой сотрудника аппарата суда.

Судебная реформа привела к тому, что судебный процесс стал профессиональным. Теперь для того, чтоб стать его участником, обязательно необходим диплом о высшем юробразовании или подтверждённая юридическая ученая степень. Все это привело к тому, что многие представители судебной системы просто не смогли попасть на заседания.

Сегодня для работы в суде нужно специальное образование. Более того, необходима репутация, в соответствии с которой у родственников не должно быть уголовных дел или неоплаченных штрафов. Всё серьёзно, соответственно, прибавка к зарплате аппарата суда в России просто необходима.

Сегодня суды заполнены чуть больше, чем на половину, потому что найти по-настоящему квалифицированные кадры в современное время – это серьезная проблема. Такие цифры приводятся официальной статистикой, но этого достаточно для того, чтоб судебная система нормально функционировала, потому что суд считается укомплектованным, если в нём занята половина штата.

В связи с этим по поводу того, будет ли сокращение аппарата суда в 2021 году, переживать, вероятнее всего, не стоит, но позаботиться об образовании, прохождении всех переаттестаций, подтверждении диплома и так далее, конечно, необходимо.

Сколько зарабатывает секретарь на работе в судебном заседании в России в 2021 году, определяется в зависимости от ряда факторов:

  1. На сколько больше положенного времени в течение месяца провел специалист на рабочем месте, и как эффективно его использовал.
  2. В каком регионе проживает сотрудник. На Крайнем Севере и в Сибири больше получают секретари из-за добавления спецкоэффициента.
  3. Насколько опытен человек. При большом сроке работы (свыше 15 лет) на этой должности, его должностной оклад повышается почти в 2 раза.
  4. Работник должен соблюдать должностные инструкции и правила по деловому этикету.
  5. Уровня образования. Больше получают специалисты, имеющие высшее юридическое образование. Секретари должны обладать знаниями в области законодательства и нормативных актов. Для них важно практическое применение полученных знаний. При наличии умений анализировать и составлять результативный план действий будут выплачены хорошие премиальные.
Читайте также:  Имеет ли невестка право на наследство свекрови?

Спрос на вакансию секретаря в судебной инстанции достаточно высок. Не стоит думать, что устроиться на такую работу достаточно легко. Предварительно в результате конкурсного отбора выбирают наиболее подходящую кандидатуру. Получает претендент работу на основе результатов собеседования и письменного тестирования, выполняемых по множеству квалификационных вопросов.

Зарабатывают секретари в России мало. Их оклад равен сумме от 15 до 20 тысяч рублей. Этот показатель меньше, чем средняя заработная плата в экономическом секторе по стране.

В России получают секретари судебных заседаний в зависимости от региона проживания:

  1. В Москве оклад равен 13-27 тысячам рублей.
  2. В Санкт-Петербурге установлен уровень зарплаты в 25 тысяч рублей.
  3. В центральных областях (Курской, Смоленской, Брянской, Тульской и некоторых других) такие служащие получают сумму в 20 тысяч рублей.
  4. Ярославские и воронежские секретари получают 18 тысяч рублей.
  5. Саратовским и Самарским специалистам судебных заседаний установлена заработная плата на уровне в 15 тысяч рублей.
  6. Астраханские секретари имеют оклад в 12 тысяч рублей.
  7. На Урале судебные работники получают заработную плату в 30-35 тысяч рублей.
  8. Самая высокая зарплата установлена в суде для таких специалистов, проживающих в северных регионах и в Сибири. Они в среднем получают сумму, равную 40 тысячам рублей. При переработке оклад может быть и больше.

Востребована профессия секретаря в судебном заседании также в зарубежных странах. Высоко ценятся услуги секретаря в Соединенных Штатах Америки. Зарплата установлена на уровне в три с половиной тысяч американских долларов.

Затем по степени уровня зарплаты находятся швейцарские и английские специалисты. Каждый месяц им назначается вознаграждение в 3-3,3 тысяч евро. В Германии уровень оклада немного меньше. Он равен почти 3 тысячи евро.

В Польше и Прибалтике для секретарей судебного заседания назначают оклад в сумме от полутора до двух тысяч евро.

Зарплата помощника мирового судьи 2021

Отдельного внимания заслуживает вопрос ещё и по поводу того, будет ли сокращение аппарата суда в 2021 году. Считается, что слишком серьезных сокращений работников ожидать не нужно, как минимум, по причине того, что сегодня во всех сферах бюджетной деятельности находится нехватка кадров.

Суды, как уже было сказано выше, могут похвастаться, если можно так сказать, чрезмерной текучестью кадров. Естественно, ни к чему хорошему это не приводит, значит нужно принимать во внимание отсутствие сокращений. Однако никто не застрахован от того, что человек может потерять работу по причине несоответствия должности, потери квалификационных навыков, нежелание развиваться или из-за некачественного выполнения своих трудовых обязанностей.

В судебной системе также есть понятие предпенсионера, которое теперь нужно учитывать. Нельзя увольнять с должностей сотрудников, которым до пенсии осталось пять и мнение лет без объективных причин, иначе все это может привести к штрафам и серьезным проблемам речь идёт о работодателях. Представители судебной системы, которые находятся в предпенсионном возрасте, могут быть спокойны по этому вопросу.

Перед тем как обсуждать, как изменится зарплата госслужащих в 2021, необходимо вначале разобраться с тем, какие именно категории жителей относятся к данному сегменту. Нормативная трактовка гласит о том, что представителями категории значатся работники, которые трудятся с пользой для исполнительной, законодательной, а также судебной власти.

Обобщая, можно сказать, что это сотрудники аппарата президента и налоговых инспекций, специалисты миграционной и пограничной служб, работники таможенных органов, мэрии, депутаты и т. д.

Уровень зарплаты госслужащих в 2021 предстоящем году в какой-то мере поменяется. Помимо того, что повысится обусловленная часть окладов, еще данная сфера будет подвержена инновационным изменениям. Их целью будет выявить, насколько соответствует величина заработной платы той эффективности, которую может предложить определенный работник, трудящийся в госсекторе. Законопроект о бюджетной политике на предстоящий год утверждает, что необходимо увеличить оклад ровно вдвое государственным служащим.

Известно, что на данный момент величина заработной платы определяется:

  • окладом, установленным в зависимости от занимаемой должности;
  • надбавкой, начисляемой за выслугу лет, ее величина равняется 10% за стаж продолжительностью от года до пяти, если стаж 5-10 лет, то проценты повышаются до 15%, еще на пять процентов выше будет оценен стаж в 10-20 лет, коэффициент будет равен 30%, если выслуга превышает 30 лет;
  • наличием дополнительных выплат в связи с засекреченностью и сложностью работы, доплата может составлять до 60% от изначального оклада, если речь идет о работнике невысокой должности, а уж если должность высокая, то коэффициент может достигать 60-120%.

В новых законодательных нормах говорится о том, что дабы должностное лицо получило максимальный оклад и дополнительные выплаты, потребуется, чтобы были выполнены все установленные требования. Предварительно этот специалист обязан подписать договор о труде, где четко прописаны нормативы и показатели, их обязательно нужно будет придерживаться. А еще там указываются критерии, которые оценивают эффективность труда работника.

Размер зарплаты зависит также от наличия званий, степеней и специальных заслуг перед страной. Обратите внимание, что на уровень окладов работников судебного аппарата не влияет, в какой области страны работает сотрудник. Премии, ЗП, доплаты в регионы приходят из федерального бюджета РФ. Поэтому провинциальный фактор не имеет никого значения. К примеру, зарплата мирового судьи в Волгограде и его коллеги из Саранска или Ростова-на-Дону будет одинаковой. Есть только одно исключение из правил. Касается оно столицы и Санкт-Петербурга. Так, московские судьи имеют оклад, равный 64 процентам от зарплаты в Высших судах, а их коллеги из Питера – 60 процентов.

Оклады мировых судей и зарплаты их помощников и секретарей самые низкие в данной сфере. Все потому, что иерархия судебной системы РФ построена таким образом, что высшей инстанцией является Конституционный суд. Верховный, арбитражный и федеральный суды – высшее и среднее звено. А нижний уровень – это мировой суд. Впрочем, каждый из них выполняет важные роли, просто уровень ответственности различный. Естественно, что и размер заработных плат и премий у них отличается существенно.

Надбавка за квалификацию. Доплата за выслугу лет. Другие поощрения и специальные доплаты. Кроме того, размер зарплаты судьи на местном и федеральном уровне существенно различается. Итоговый доход мирового судьи составляет тыс. Оплата труда федерального судьи составляет тыс.

Помощник, как ни странно, лицо, которое не относится к разряду госслужащих. Сколько будет получать работник аппарата суда в году Всего же министерство предусматривает для Верховных судей 34, миллиардов рублей.

Небольшая надбавка в следующем году ожидается за счет индексации, которая происходит каждый год. Данная процедура по стабилизации заработных плат судей проводится не в первый раз, поэтому сотрудники не будут удивлены неожиданной прибавкой к жалованию.

Насчет того, что вырастет ли зарплата судей РФ 2021, последние новости с сарказмом сообщают, что это не рост, а индексация. Это, во-первых. Во-вторых, что касается помощников судей, то и здесь этим специалистам не следует рассчитывать на большее, чем 4-х процентное с хвостиком повышение.

  • Независимо от того, находится судья на должности или же прибывает в отставке, последнему гарантируются привилегии в части получения медицинского обслуживания, в том числе обеспечения лекарственными препаратами, оплачиваемого из бюджетных средств;
  • Предоставление возможности посетить санаторно-курортные заведения. Данное право касается не только работника суда, но также его супруги и несовершеннолетних детей. Упомянутая льгота подлежит оплате за государственный счёт;
  • Обеспечение судей возможностью в получении добровольного медстрахования;
  • Предоставление компенсационных выплат в счёт неиспользованной судьей путевки в соответствующий санаторий или профилакторий.

При этом стоит иметь в виду, что кроме достаточно высоких зарплат судьи в России получают и другие привилегии. В старости им положена повышенная пенсия, если судья зарабатывает необходимую выслугу лет. Уровень медицинского и социального обеспечения судей в России отличается от того, что получают простые граждане, им положено просторное служебное жильё и т.д.

Власть ведет активную борьбу с данным понятием, предлагая не только меры наказания, а и поощрения работникам судебной системы. Одной из мер поощрения является высокая зарплата, именно поэтому в государственный бюджет заложена определенная сумма на то, чтоб ставка аппарата суда на 2021 год в РФ немного выросла.

Что такое квалификационный класс и почему он приводит к повышению дохода. Фактически указанный показатель обозначает размер надбавки, которая прибавляется к основному показателю оклада. При этом существует 10 квалификационных классов.

Читайте также:  5 способов не платить алименты

Роль секретаря заседания в судебной системе России

Согласно Федеральному конституционному закону № 1-ФКЗ, суды общей юрисдикции подразделяются на районный, суд субъектов РФ, военный и Верховный суд. Также есть мировые судьи, которые ведут дела в рамках судебных участков и назначаются на должность региональной властью или избираются населением. Термина «мировой суд» не существует.

Как правило, секретарь закрепляется за одним судьей. Если дело рассматривает мировой судья, то часто секретарь выступает в роли помощника. Когда слушание требует привлечения нескольких судей, то избирается председатель и его заместитель. Полный состав заседания выглядит следующим образом:

  • председатель суда с помощником;
  • главный судья с помощником;
  • администратор судебного заседания;
  • эксперт;
  • главный специалист;
  • секретарь. Иногда на одном слушании могут присутствовать до 3 секретарей.

Секретарь подчиняется главному судье, председателю и помощникам. Должностная инструкция обязывает сотрудников обеспечивать организацию слушания, поэтому на практике секретарь выполняет все служебные поручения членов суда.

Известно, что в любом процессе, как правило, участвуют следующие группы лиц:

1. Представители государственных органов. Сюда относятся те, кто проводит данное разбирательство (судья, прокурор и другие).

2. Стороны процесса, или его непосредственные участники (истец и ответчик). Если речь идет об уголовном деле, то это, соответственно, потерпевший и обвиняемый.

3. Их представитель и защитники.

4. Иные субъекты, которые помогают осуществить правосудие.

Именно к последней группе лиц, помимо экспертов и других специалистов, относится секретарь судебного заседания. Его работа не так проста, как это кажется на первый взгляд. Многие по привычке считают, что секретарь – это тот, кто отвечает на телефонные звонки, ведет деловую переписку и занимается проблемами канцелярии. В данном случае у работника этой профессии совершенно иные задачи. По сути, он является помощником судьи.

Функциональные обязанности секретаря судебного заседания

Полный перечень ограничений регламентирован служебной инструкцией и законом о государственной гражданской службе. В случае нарушения правил, сотрудник подлежит немедленному увольнению. Соответствующая запись заносится в личное дело и трудовую книжку. После того как сотрудник приступил к исполнению обязанностей, категорически запрещено:

  1. Уведомление участников процесса о дате слушания дела и выявление причины их неявки в суд. Оповещать участников судебного слушания секретарь должен в письменном виде за 3-5 дней до намеченной даты. Извещение направляется почтой с уведомлением о получении. Если участник процесса не получил извещение, то секретарь должен выявить причину.
  2. Ведение протокола судебного заседания. По окончании слушания, если участники дела обратились с ходатайством, сотрудник должен ознакомить их с составленным протоколом.
  3. Подготовка зала судебного заседания к слушанию. Это проверка работы аппаратуры и обеспечение членов судебного заседания необходимыми канцелярскими принадлежностями.
  4. Формирование списка дел. Список вывешивается на информационный стенд и должен отображать реальный график слушаний.
  5. Подшивка документов и формирование томов дел.
  6. Опись архивных документов согласно графику.
  7. Написание и выдача исполнительных листов.
  8. Своевременная сдача документации в архив суда.

Профессия – помощник судьи

судьями вышестоящих инстанций, осуществляющих государственную судебную власть. Именно этим нынешние мировые судьи отличаются от мировых судей, действовавших в России в XIX в. Их решения пересматривались съездом мировых судей, а не окружными судами. И лишь в порядке надзора решения мировых судей контролировались Сенатом. Таким образом, сторонники расширения судебной власти субъекта Федерации, предусматривая для проверки решений мирового судьи специальные кассационно-апелляционные инстанции, выводят мировой суд из единой судебной системы, смешивают понятия государственной власти субъекта Федерации с местным самоуправлением».
Далее исследователь указывает, что «едва ли можно согласиться с идеей выделения из единой системы судов общей юрисдикции в самостоятельную систему мировых судебных установлений», т.к. идея создания под эгидой мировых судов местной, самостоятельной судебной системы, отделенной от единой судебной системы, в таком огромном по территории многонациональном государстве, каковым является Россия, представляется неприемлемой. Подобное суждение заключает в себе опасность произвола чиновников органов местного самоуправления, а также нарушения прав граждан на обжалование и проверку судебных решений в иных судебных инстанциях, в т.ч. в Европейском суде. Кроме того, предлагаемая структура не упростит, а, наоборот, усложнит единообразную процедуру пересмотра судебных решений и сделает судебную систему громоздкой, малоэффективной .
———————————
Дорошков В.В.

Мировой судья. Исторические, организационные и процессуальные аспекты деятельности. М.: Норма, 2004. С. 31.

Между тем на данный момент в дискуссии по поводу места мировой юстиции в системе государственных органов РФ преобладают все-таки более умеренные взгляды, в соответствии с которыми мировые судьи обладают двойственным статусом: по порядку формирования — суды субъектов Федерации, по компетенции и процедуре деятельности — федеральные. Например, Ж.И. Овсепян утверждает: «Это суды субъектов РФ, но, одновременно, это и первое, низовое звено системы судов общей юрисдикции в РФ» .
———————————
См.: Овсепян Ж.И. Система высших органов государственной власти в России (диалектика конституционно-правовых основ с начала XX по начало XXI в.). Ростов н/Д: Издательство Ростовского университета, 2006. С. 546; Завидов Б.Д. Комментарий к Федеральному закону «О мировых судьях в Российской Федерации». М.: Юстицинформ, 2004 // СПС «КонсультантПлюс».

В данном случае и фактически, и юридически мы имеем дело с делегированием федеральным законом федеральных судебных полномочий на уровень государственной власти субъектов Федерации. Это видно не только из компетенции и процессуальных начал деятельности мировых судей, но и из положения п. 1 ст. 10 Федерального закона «О мировых судьях в Российской Федерации»: «Обеспечение заработной платы мировых судей и социальных выплат, предусмотренных для судей федеральными законами, является расходным обязательством Российской Федерации и осуществляется через органы Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации».
При этом тем более странными являются положения п. 2 ст. 9: «Работники аппарата мирового судьи являются государственными служащими соответствующего субъекта Российской Федерации»; и п. 3 ст. 10 этого же Закона: «Материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей осуществляют органы исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации» . В связи с указанным представляется понятным, почему выплаты мировому судье, который осуществляет в основном федеральные полномочия, реализуются за счет средств федерального бюджета, но почему материально-техническое и организационное обеспечение деятельности этого же судьи возложено на субъекты Федерации, — это вопрос без ответа. Существуют достаточно обоснованные предложения относительно необходимости возмещения этих расходов из федерального бюджета . Например, в своем Послании Федеральному Собранию еще в 2008 г. Президент отметил необходимость придания мировым судьям статуса федеральных.
———————————
О мировых судьях в Российской Федерации: Федеральный закон от 17.12.1998 N 188-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс».
Попова А.Д. Становление мировой юстиции: проблемы прошлого и дня сегодняшнего // Российский судья. 2007. N 9. С. 7.

Однако в целом ситуация наличия такого двойного статуса органа власти (или должностного лица) не является чем-то исключительным для российской государственно-правовой системы. В качестве примера можно привести органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которые вместе с федеральными органами исполнительной власти образуют единую систему исполнительной власти в РФ в пределах ведения РФ и полномочий последней по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (ч. 2 ст. 77 Конституции России) . В остальных же вопросах, как известно, органы исполнительной власти субъектов Федерации вполне самостоятельны.
———————————
Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. N 6-ФКЗ и 30 декабря 2008 г. N 7-ФКЗ). Ростов н/Д: Феникс, 2010.

Завершая рассмотрение данного вопроса, еще раз отметим, что положения профильного федерального законодательства, касающиеся места мирового суда в системе органов госу��арственной власти и в судебной системе РФ, нуждается в дальнейшей конкретизации.

Сотрудники судебной системы могут претендовать на ряд социальных гарантий.

Они установлены трудовым кодексом, и в соответствии с требованиями законопроекта можно точно сказать, что:

  • продолжительность отпуска составляет не менее 30 календарных дней;
  • дополнительно можно взять оплачиваемые ещё 10 дней отпуска, но здесь количество будет варьироваться в зависимости от стажа;
  • гарантированно предоставляется медицинская страховка, причём не только для сотрудника судебного аппарата, а ещё и членов его семьи;
  • также можно претендовать на защиту членов семьи и самого служащего от угроз и насилия, которые иногда могут возникать на фоне выполнения должностных обязанностей.


Похожие записи:

Оставить Комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *